Инклюзивное образование как международный стандарт и норма жизни современного общества
{picturewrapper}{/picturewrapper} В Казахстане по инициативе Главы государства Касым-Жомарта Кемелевича Токаева системно реализуются масштабные социальные реформы, направленные на формирование равной, доступной и безопасной среды для детей, а также на обеспечение качественного образования. В январе 2025 года на международной выставке Bett Show в Лондоне достижения Казахстана в сфере инклюзивного и специального образования были высоко оценены. По итогам мероприятия было принято решение провести первый Всемирный конгресс по инклюзивному образованию в Казахстане. Сегодня это масштабное событие проходит в Алматы и собрало более 1200 экспертов из 40 стран мира. В 2021 году по инициативе Президента впервые был принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам инклюзивного образования», который учитывает особые образовательные потребности каждого ребёнка. Этот закон значительно укрепил законодательную базу, направленную на обеспечение качественного образования для детей с особыми образовательными потребностями, защиту их прав и расширение возможностей. Государством закреплены гарантии создания условий для обучения на всех уровнях системы инклюзивного образования, а также введены механизмы психолого-педагогического сопровождения и оценки образовательных потребностей. Разработана трёхуровневая модель психолого-педагогического сопровождения, а также специальные стандарты для детей с ограниченными возможностями. В типовые штаты образовательных организаций введены новые должности для сопровождения и поддержки детей в процессе обучения. В результате сегодня в школах около 10 000 специальных педагогов оказывают психолого-педагогическую поддержку, почти 1 000 детей обеспечены индивидуальными помощниками, а в детских садах и колледжах работают педагоги-ассистенты. Доля образовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования, достигла 91%, а охват специальной психолого-педагогической поддержкой составляет 85%. В стране активно развивается инфраструктура поддержки детей с особыми образовательными потребностями. В настоящее время функционируют 509 специальных организаций, включая 46 специализированных детских садов, 99 специальныхшкол,110психолого-медико-педагогическихконсультаций (ПМПК), 230 кабинетов психолого-педагогической коррекции, 11 центров аутизма и 13 реабилитационных центров. Кроме того, в регионах открыто более 1 000 кабинетов поддержки. По поручению Президента расширяется сеть центров аутизма, утверждена концепция сопровождения детей с раннего возраста до получения профессии. За последние два года в целях совершенствования учебно-методической базы разработано 97 учебников, 88 типовых программ и 50 методических рекомендаций. Цифровизация играет важную роль в повышении эффективности инклюзивного образования. В Национальной образовательной базе данных запущены специальные модули, полностью автоматизированы государственные услуги по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями. Эта система интегрирована с государственными информационными системами, что значительно упростило процессы. В результате очередь в психолого-медико-педагогических консультациях сократилась на 50 %. В соответствии с поручением Главы государства, данным на IV заседании Национального курултая, разработан законопроект «О комплексной поддержке детей с ограниченными возможностями». Этот документ впервые основан на комплексном подходе, предусматривающем взаимодействие сфер образования, здравоохранения и социальной защиты. Его цель — обеспечить детям с особыми образовательными потребностями доступ к образовательным, медицинским и социальным услугам на основе межведомственного взаимодействия. Как отметил Президент Касым-Жомарт Токаев, инновационные подходы, направленные на развитие человеческого капитала, позволяют в полной мере раскрыть потенциал каждого ребёнка и способствуют равноправному и справедливому развитию общества. Инклюзивное образование стало одним из важнейших направлений, определяющих новый качественный уровень социальной политики Казахстана. Министр науки и высшего образования РК Саясат Нурбек отметил, что в мире идет переосмысление понятия «инклюзия». «Это не только создание безбарьерной среды, идет включение всех, у кого нет физических возможностей, либо лиц с какими-либо другими ограничениями. В рамках проекта Всемирного банка мы все учебные программы педагогических университетов пересмотрели с помощью финских партнеров. 30 новых куррикулумов были разработаны, где инклюзия базовый принцип. Вместо того чтобы готовить общую массу педагогов отдельно, мы решили всех готовить одинаково, чтобы каждый педагог понимал, что такое инклюзия, был сертифицирован. 25 университетов были оборудованы в рамках этого проекта специальными кабинетами и исследовательскими комплексами», - отметил министр Саясат Нурбек. Инклюзивное образование перестало быть лишь элементом образовательной политики — сегодня это фундаментальный принцип справедливого развития общества, признанный на международном уровне. Республика Казахстан последовательно продвигает инклюзивную модель как неотъемлемое условие реализации права каждого человека на качественное образование вне зависимости от индивидуальных особенностей, жизненных обстоятельств или функциональных различий. Этот подход отражает глобальный консенсус, закрепленный в Конвенции ООН о правах лиц с различными функциональными возможностями, и воплощается в практику через современные методологии, включая использование inclusive language— языка, который уважает человеческое достоинство, избегает стигматизации и фокусируется на возможностях, а не на предполагаемых ограничениях. Эта философия проникает во все уровни казахстанской образовательной системы — от законодательства до повседневной профессиональной коммуникации....
18.12.2025 Подробнее


